ГОСТ на Техническое Задание

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа "Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) АС" (далее - ТЗ на АС).

Рекомендуемый порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ на АС приведен в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и её приемка при вводе в действие.
  2. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы.

    Дополнительно могут быть разработаны ТЗ на части АС: на подсистемы, комплексы задач и т.п. в соответствии с требованиями настоящего стандарта; на комплектующие средства технического обеспечения и программно-технические комплексы в соответствии со стандартами ЕСКД и СРПП; на программные средства в соответствии со стандартами ЕСПД; на информационные объекты в соответствии с ГОСТ 19.201 и НТД, действующей в ведомстве заказчика АС.

    Примичание: В ТЗ на АСУ для группы взаимосвязанных объектов следует включать только общие для группы объектов требования. Специфические требования отдельного объекта управления следует отражать в ТЗ на АСУ этого объекта.

  3. Требования к АС в объеме, установленном настоящим стандартом, могут быть включены в задание на проектирование вновь создаваемого объекта автоматизации. В этом случае ТЗ на АС не разрабатывают.
  4. Включаемые в ТЗ на АС требования должны соответствовать современному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам. Задаваемые в ТЗ на АС требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений.
  5. ТЗ на АС разрабатывают на основании исходных данных, включающих данных из итоговой документации "Исследование и обоснование создания АС", установленной ГОСТ 24.601.
  6. В ТЗ на АС включают только те требования, которые дополняют требования к системам данного вида (АСУ, САПР, АСНИ и т. д.), содержащиеся в действующих НТД, и определяются спецификой конкретного объекта, для которого создается система.
  7. Изменения к ТЗ на АС оформляют дополнением или подписанным заказчиком и разработчиком протоколом. Дополнение или указанный протокол являются неотъемлемой частью ТЗ на АС. На титульном листе ТЗ на АС должна быть запись "Действует с ... ".

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

  1. ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

    В ТЗ на АС могут включаться приложения.

  2. В зависимости от вида, назначения, специфических особенностей объекта автоматизации и условий (функционирования системы допускается оформлять разделы ТЗ виде приложений, вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ.

    В ТЗ на части системы не включают разделы, дублирующие содержание разделов ТЗ на АС в целом.

  3. В разделе "Общие сведения" указывают:
  4. Раздел "Назначение и цели создания (развития) системы" состоит из подразделов:
  5. В разделе "Характеристики объекта автоматизации" приводят:

    Примичание: Для САПР в разделе дополнительно приводят основные параметры и характеристики объектов проектирования.

  6. Раздел "Требования к системе" состоит из следующих подразделов:

    Состав требований к системе, включаемых в данный раздел ТЗ на АС, устанавливают в зависимости от вида, назначения, специфических особенностей и условий функционирования конкретной системы. В каждом подразделе приводят ссылки на действующие НТД, определяющие требования к системам соответствующего вида.

    В подразделе "Требования к системе в целом" указывают:

    В подразделе "Требование к функциям (задачам)", выполняемым системой, приводят:

    В подразделе "Требования к видам обеспечения" в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другие видам обеспечения системы.

    Для математического обеспечения системы приводят требования к составу, области применения (ограничения) и способам, использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.

    Для информационного обеспечения системы приводят требования:

    Для лингвистического обеспечения системы приводят требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.

    Для технического обеспечения системы приводят требования:

    В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:

    Для организационного обеспечения приводят требования:

    Для методического обеспечения САПР приводят требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при ее функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).

    Раздел "Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы" должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию системы в соответствии с ГОСТ 24.601, сроки их выполнения, перечень организаций - исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающие согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющую ответственного (заказчик или разработчик) за проведение этих работ.

    В данном разделе также приводят:

    В разделе "Порядок контроля и приемки системы" указывают:

    В разделе "Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие" необходимо привести перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие.

    В перечень основных мероприятий включают:

    Например, для АСУ приводят:

    В разделе "Требования к документированию" приводят:

    В разделе "Источники разработки" должны быть перечислены документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги н др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.

    В состав ТЗ на АС при наличии утвержденных методик включают приложения, содержащие:

    Приложения включают в состав ТЗ на АС по согласованию между разработчиком и заказчиком системы.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

  1. Разделы и подразделы ТЗ на АС должны быть размещены в порядке, установленном в разделе 2 настоящего стандарта.
  2. ТЗ на АС оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.

    Номера листов (страниц) проставляют, начиная с первого листа, следующего за титульным листом, в верхней части листа (над текстом, посередине) после обозначения кода ТЗ на АС.

  3. Значения показателей, норм и требований указывают, как правило, с предельными отклонениями или максимальным и минимальным значениями. Если эти показатели, нормы, требования однозначно регламентированы НТД, в ТЗ на АС следует приводить ссылку на эти документы или их разделы, а также дополнительные требования, учитывающие особенности создаваемой системы. Если конкретные значения показателей, норм и требований не могут быть установлены в процессе разработки ТЗ на АС, в нем следует сделать запись о порядке установления и согласования этих показателей, норм и требований: "Окончательное требование (значение) уточняется в процессе ... и согласовывается протоколом с ... на стадии ...". При этом в текст ТЗ на АС изменений не вносят.

  4. На титульном листе помещают подписи заказчика, разработчика и согласующих организаций, которые скрепляют гербовой печатью. При необходимости титульный лист оформляют на нескольких страницах. Подписи разработчиков ТЗ на АС и должностных лиц, участвующих в согласовании и рассмотрении проекта ТЗ на АС, помещают на последнем листе.
  5. При необходимости на титульном листе ТЗ на АС допускается помещать установленные в отрасли коды, например: гриф секретности, код работы, регистрационный номер ТЗ и др.
  6. Титульный лист дополнения к ТЗ на АС оформляют как титульный лист технического задания. Вместо наименования "Техническое задание" пишут "Дополнение № ... к ТЗ на AC ... ".
  7. На последующих листах дополнения, к ТЗ на АС помещают основание для изменения, содержание изменения и ссылки на документы, по которым вносятся эти изменения.
  8. При изложении текста дополнения к ТЗ следует указывать номера соответствующих пунктов, подпунктов, таблиц основного ТЗ на АС и т. п. и применять слова: "заменить", "дополнить", "исключить", "изложить в новой, редакции".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЗ НА АС

  1. Проект ТЗ на АС разрабатывает организация-разработчик системы с участием заказчика на основании технических требований' (заявки; тактико-технического задания и т. п.). При конкурсной организации работ варианты проекта ТЗ на АС рассматриваются заказчиком, который - либо выбирает предпочтительный, вариант, либо на основании сопоставительного анализа подготавливает с участием будущего разработчика АС окончательный вариант ТЗ на AC.
  2. Необходимость согласования проекта ТЗ на АС с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями определяют совместно заказчик системы и разработчик проекта ТЗ на АС. Работу по согласованию проекта ТЗ на AC осуществляют совместно разработчик ТЗ на АС и .заказчик системы, каждый в организациях своего министерства (ведомства).
  3. Срок согласования проекта ТЗ на АС в каждой организации не должен превышать 15 дней со дня его получения. Рекомендуется рассылать на согласование экземпляры проекта ТЗ на АС (копий) одновременно во все организа-;, ции (подразделения).
  4. Замечания по проекту ТЗ на АС должны быть представлены с техническим обоснованием. Решения по замечаниям должны быть приняты разработчиком проекта ТЗ на АС и заказчиком системы до утверждения ТЗ на АС.
  5. Если при согласовании проекта ТЗ на АС возникли разногласия между разработчиком и заказчиком (или другими заинтересованными организациями), то составляется протокол разногласий (форма произвольная) и конкретное решение принимается в установленном порядке.
  6. Согласование проекта ТЗ на АС разрешается оформлять отдельным документом (письмом). В, этом случае под грифом "Согласовано" делают ссылку на этот документ.
  7. Утверждение ТЗ на АС осуществляют руководители предприятий (организаций) разработчика и заказчика системы.
  8. ТЗ на АС (дополнение к ТЗ) до передачи его на утверждение должно быть проверено службой нормоконтроля организации - разработчика ТЗ и, при необходимости, подвергнуто метрологической экспертизе. Копии, утвержденного ТЗ на АС в 10-дневный срок после утверждения высылаются разработчиком ТЗ на АС участникам создания системы.
  9. Согласование и утверждение дополнений к ТЗ на АС проводят в порядке, установленном для ТЗ на АС.
  10. Изменения к ТЗ на АС не допускается утверждать после представления системы для ее очереди на приемо-сдаточные испытания.
  11. Регистрация, учет и хранение ТЗ на АС и дополнений к нему проводят в соответствии, с требованиями ГОСТ 2.501.

ГОСТ на техническое задание на создание автоматизированной системы
УДК 668.012.011.56:006.354 Группа П87
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ГОСТ 34.602-89
Дата введения 01.01.1990

Hosted by uCoz